В 2020 году функционирование рынка транспортно-логистических услуг существенно отличалось от предыдущих периодов. Накопленный ранее опыт работы логистических операторов в ситуациях экономических и политических кризисов был лишь частично применим в ушедшем году, поскольку главным фактором влияния на работу всей мировой экономики стала пандемия COVID-19. Но есть компании которые активно и качественно осуществляют свою деятельность Federal Trans. Logistics
О предварительных итогах 2020 года, прогнозах на 2021 год и наиболее существенных трендах рассказывают топ-менеджеры ГК TELS: Управляющий директор по экспедированию Ольга Леонидовна Новик и Генеральный директор автотранспортного предприятия Андрей Петрович Абрагимович (фрагменты интервью для ИА M.A. Research).
Состояние рынка логистических услуг в 2020 году и прогноз на 2021-й
Андрей Абрагимович: После относительно неплохого начала 2020 года рынок международных автомобильных грузоперевозок весной «провалился» в пандемию COVID-19. В марте на границах стран выросли многокилометровые очереди из фур, соответственно сроки доставки грузов и затраты перевозчиков увеличились. Там, где раньше машина проезжала не задерживаясь, в новой ситуации для прохождения границ надо было перестраивать маршруты и обеспечивать водителей всеми необходимыми справками, регистрационными документами, средствами защиты, иногда менять водителей. Закрылась возможность перевозок с заездом вглубь Китая.
В первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным Евростат, объем рынка автомобильных грузоперевозок между ЕС и Россией в физическом выражении сократился как по импорту в РФ (-4,3%), так и по экспорту (-1,7%). Произошло перераспределение грузового портфеля: одни заказчики значительно сократили объемы заявок, другие увеличили.
Ольга Новик: С момента начала развития пандемии и примерно до конца апреля во взаимоотношениях логистических провайдеров с грузовладельцами можно выделить два этапа. Первый этап, когда заказчики перевозок еще не осознавали всей глубины проблемы и не обладали знаниями по развитию карантинных мер на различных рынках, характеризовался некоторой паникой с их стороны, ужесточением требований, иногда угрозами за невыполнение условий договора. Это был период дефицита транспорта и роста ставок фрахта.
На втором этапе, когда у грузовладельцев появилось понимание глубины проблемы, пошла перестройка работы на всех уровнях. Этот этап отмечен сокращением объемов перевозок, падением ставок фрахта, пересмотром тендерных обязательств, паузами в принятии решений и приостановкой тендерных процедур. Значительное сокращение объемов перевозок коснулось отраслей: металлообработка, автомобильное производство, строительство, HoReCa. Отрицательная динамика по этим товарам в некоторой степени компенсировалась за счет отраслей по производству и продаже продуктов питания, гигиенической продукции.
С середины мая началось восстановления объемов перевозок, возобновление процессов тендерных закупок.
А.А.: Летом ситуация стабилизировалась и вошла в более-менее управляемое русло: отстроились новые схемы перевозок, требования стран при прохождении границ перестали часто меняться, наметилось восстановление спроса на перевозки.
Несмотря на общую отрицательную динамику рынка и сокращение ставок фрахта в среднем на 5% за период 9 месяцев 2020 года (в мае на пике падения ставки снижались до 15%), по всем основным показателям наша компания осталась в положительной динамике. Осенью мы возобновили закупку новой большегрузной техники.
О.Н.: Восстановление после кризиса началось уже в третьем квартале. Например, динамика падения на рынке международных автомобильных грузоперевозок РФ сократилась с -11,6% во втором квартале до -2% в третьем, рынок Украины перешел с отрицательной динамики (-4,2% во втором квартале) на положительную (+7% в третьем).
Станьте первым!